Мир космической музыки

Отзывы, впечатления

Вечер в планетарии с живой органной музыкой – такое сочетание кажется вам несовместимым или невозможным? Вот и я так думал еще недавно, пока не попал на такое вот действо! Когда вы были в планетарии? Напишите в комментариях?

Наш харьковский планетарий представляет собой аккуратный, почти домашний зал с мягкими сиденьями под цифровым куполом, на котором обычно отображается звездное небо с объяснениями лектора.

Тенденция смешанных жанров не обошла вниманием и планетарий. В этом году уже довелось побывать в филармонии, которая показывает фильмы (про искусство, правда, но все же), а до того – в кинотеатре, который транслирует запись музыкального концерта. Одним словом, все смешалось в доме Облонских.

И вот теперь планетарий: перед зрительскими креслами на подъеме, всего в нескольких шагах, стоит орган. Конечно, не настоящий, с духовыми трубами, а электронный с динамиками. Как сказали, копия того, который стоит в Соборе Нотр-Дам-де-Пари. И рояль стоял в зале. На котором больше часа до самого конца представления никто не играл. Но, как говорится, рояль в зале стоит не просто так 😉

С первыми звуками органа на большом куполе зала разворачиваются картины специально подготовленных видеороликов. Под каждое произведение – свое: так, с первым – “Соборы” (ор.55, N3) французского композитора Луи Вьерна (1870-1937) – на экране закружилась история с путешествием к французским соборам, где темной ночью под луной оживают древние легенды и даже статуя горгульи… Потом была прелюдия Баха, Остинато до минор Мендельсона (понравилось). Из известных еще – “Павана” Габриэля Форе, Токката и фуга ре минор. Одни запомнились лучше, другие хуже, третьи не совсем по вкусу были. Все-таки эта программа была – от барокко до современности. Составители представили весьма разные жанры! И изюминка на торте – сюита для органа и фортепиано Ханса Циммера из фильма “Интерстеллар”. Не хватило кадров из самой картины. Было бы вообще здорово увидеть их на таком куполе планетария. Но это больше вопрос к организаторам шоу, чем к исполнителям. А исполнитель основной – любимый харьковский – мэтр органа Станислав Калинин. Сколько раз бывал на его концертах (еще со времен, когда органный зал был в Успенском Соборе – ух, вот то было настоящее удовольствие!), но так близко – впервые! Фигурально можно было бы дотянуться чуть ли не рукой при желании! И вся игра, все ее оттенки, все перелистывания страниц – все как на ладони было! А метод переворачивания листов – весьма удобно! Благодаря всему этому и небольшому количеству зрителей создалась приятная, почти домашняя обстановка. Да, все были в масках…

Что ж, как говорится, все преходяще, а музыка вечна!

Comments

  • Яна
    08.11.2020 - 07:26 · Ответить

    В Новое время концепция «музыки сфер» была развита Иоганном Кеплером в его трактате « Гармония мира » (1619). Каждой планете у него соответствовала своя мелодия. Отношению чисел, лежащему в основе музыкального интервала, соответствовало отношение максимальной и минимальной угловой скорости планеты; такое отношение рассматривалось и для двух разных планет

  • Одежда для детей до 7 лет
    09.12.2020 - 07:14 · Ответить

    За основу «мировой музыки» (musica mundana) Боэция (Mus. I,27) взяты свидетельства Никомаха и Цицерона, однако оба своеобразно модифицированы. Интерпретируя свидетельство Цицерона, Боэций (как раньше это делал Никомах) связал звуки светил со струнами кифары, расположив их в объёме от месы (звук Неба) до просламбаномена (звук Луны). Придав небесной гамме вид диатонической гиподорийской Идея гармонии мира продолжила существование в западноевропейской философской и музыкально-теоретической науке на всём протяжении Средних веков и Возрождения, найдя отражение в учениях Иоанна Скота Эриугены, Марена Мерсенна, Роберта Фладда, Афанасия Кирхера и пр. На средневековом Востоке концепция гармонии мира нашла отражение в «Послании о музыке» Братьев чистоты (X в.)

Оставьте отзыв