Хататурян. Балет “Спартак” на харьковской сцене

Листы календаря Отзывы, впечатления
долгожданный балет

Долгожданный балет – это ещё мягко сказано! Купили билеты на апрель 2020 года, но, в связи со всем известными событиями, пандемией, карантинами, переносами, посмотрели только сейчас!

Это, конечно, нечто! В 1ом акте действие разворачивается не столь стремительно. Характеры главных героев показаны, как по мне, неравнозначно. Марк Лициний Красс изображен так, что ему поневоле отдаешь больше симпатии, хотя он вместе со своей возлюбленной Эгиной танцует такие партии, которые детям лучше не показывать. Но… опять же, это спектакль в постановке Георгия Ковтуна. В прошлом году смотрел по Ютубу постановку, кажется, Большого театра. Там всё было прилично и оставило исключительно приятные впечатления. Тут же – довольно противоречивые! То ли виной тому какая-то скрытая харизма того, кто исполнял партию Красса? Он, даже изображая пьяного, чем-то вызывал какое-то снисхождение.

Да, конечно, гладиаторским боям в его покоях для развлечения гостей – однозначное наше “нет”. Но… чем-то он был и симпатичен, что ли. А то, что человеческая природа требует усовершенствования, что уж тут говорить, – аксиома. Где-то встречал фразу, что человек в своем животном (худшем) обличии – единственный зверь в природе, который получает удовольствие от смерти себе подобных.

И вот постепенно аспект симпатий смещается к Спартаку. Хотя он всё ещё – словно некий символ, образ, а не человек. Его характер проявляется постепенно, пусть и не полностью. Красивейшее адажио в 1ом акте Спартака и его любимой жены – Фригиды – это противопоставление их душевной любви с любовью страстной у Красса и его греческой танцовщицы, соблазнительницы.

Мощные тембры хачатуряновской музыки захватывают воображение и потрясают. Взлеты героев в воздух, прыжки, акробатические элементы… сила мышц сливается с силой воли.

В постановке смешали, конечно, много всего: и визуальная составляющая, и декорации, и видеоэффекты, и даже “поле шевелящихся рук” в конце… Драматургия поставлена интересно, с безмолвными криками героев действия, в которых тем не менее отражается весь комплекс чувств. В первую очередь, это боль, которая вырывается в такт с музыкой.

Конечно, историчности в театральной постановке мало. Но ведь это тот случай, когда “снято по мотивам”. Если нужна историчность – то что может быть лучше романа итальянского писателя Рафаэлло Джованьоли “Спартак”, написанного в 1874 году ?

Оставьте отзыв